(c) Александр Дудкин aka Alexis, 2012
Я постарался собрать здесь список наиболее часто встречающихся вопросов. Постепенно список будет пополняться.
Как разобрать вилку?
Как выпpавить восьмерку?
Как устранить люфт во втулке?
Как настраивать тормоза типа v-brake?
Как настраивать переключатели скоростей (суппорты)?
Как пеpебpать трещотку?
Как расклепать цепь?
Как подготовить покрышки для зимы?
Чем смазывать резьбы и подшипники?
Как часто необходимо смазывать цепь?
Какая должна быть высота седла?
Почему тяжело педалировать?
Какой должен быть ход у тормозных ручек?
Надо ли смазывать тросы?
Какое должно быть давление в камерах?
Надо ли смазывать звезды?
Как разобрать вилку?
Рассмотрим разборку вилки на примере RST модель 381:
Порядок сборки следующий: пpи выкpученных амоpтизиpующих штоках надеть штаны до упоpа, а потом затолкнуть штоки.
Как выпpавить восьмерку?
Если "восьмерка" небольшая – то надо отрегулировать спицы. Но дело это — одно из самых сложных в настройке велосипеда, и, если вы не профессиональный механик, то лучше обратиться в веломастерскую. Если такой возможности нет или уверены в своих силах — то ослабляем все спицы на два-три оборота (все на одинаковое количество), сначала смазав специальной жидкостью для застарелой резьбы. Ставим колесо на вилку (или иным образом закрепляем ось) и вращаем.
Ищем, где и куда отклоняется обод, (можно использовать подручные средства прикрепленные поближе к ободу — так легче будет заметить биение), смотрим, какие спицы надо натянуть, чтобы в этом месте сдвинуть обод ближе к нормальному положению, подтягиваем осторожно на 1/4 оборота, одновременно ослабляя противоположные спицы (чтобы не создать радиальное биение вместо осевого).
Как устранить люфт во втулке?
Втулку разбираем и тщательно промываем. После этого необходимо проверить диаметры подшипников. Сносившиеся более чем на 0,05 мм надо выкинуть и заменить на новые.
Далее кладем смазку в чашки. На нее лепим подшипники. Вставляем ось и рукой закручиваем конус до такой степени чтобы не было люфта.
Если подшипники сработавшиеся, но нет возможности их менять, то закручиваем конус так, чтобы в самом свободном месте не было люфта. Если после этого по всему ходу получается больше одного четко ощутимого заедания, то подшипники придётся менять.
Накручиваем контргайку и начинаем затягивать. Берем конусный и накидной ключи. Надеваем их на конус и на контргайку, и сильно затягиваем, но так, чтобы конус не сдвинулся относительно оси.
Как настраивать тормоза типа v-brake?
Открутите крепление колодок. Иногда это может быть простой болт, иногда болт с головкой с внутренним шестигранником.
Выставьте каждую колодку между рычагом тормоза и ободом. Помните, что стрелки на поверхности колодок должны быть направлены вперед по направлению движения колеса. Если стрелок нет, то расположите колодки так, чтобы радиальный изгиб колодок соответствовал изгибу обода.
Затяните крепление колодки, придерживая ее пальцем, во избежание проворачивания и позиционировав их так, чтобы они не касались резины и не выступали за край обода (тот, что ближе к центру).
Выставьте регуляторы натяжения тросика в слегка незакрученное положение.
Выставьте тросик так, чтобы зазор между колодками и ободом был минимален (0.5-1.5 мм, зависит от состояния колеса и наличия биений обода).
Отрегулируйте колодки окончательно, используя винты прижима и подпружиненные регулировочные винты так:
— чтобы они не касались резины и не выступали за край обода;
— чтобы тормозные рычаги были симметричны относительно обода (с помощью регулировки винтов).
Регулятор натяжения тросика (гайка на рубашке тросика возле ручки тормоза). По мере износа колодок ее надо выкручивать, натягивая тем самым тросик тормоза, который в свою очередь плотнее притягивает колодки к ободу.
Регулировочные винты изменяют наклон левой и правой частей тормоза за счет сжатия пружин в каждом из тормозных рычагов.
Как настраивать переключатели скоростей (суппорты)?
Передний суппорт.
Задний суппорт.
Как пеpебpать трещотку?
Для примера возьмем втулку Shimano Altus с трещоткой барабанного типа. Трещотка начала периодически проскакивать.
Вам понадобятся:
Последовательность действий:
Как расклепать цепь?
Расклепать/склепать цепь можно специальной выжимкой для цепи, которую можно купить в любом веломагазине. При этом следует помнить только, что не надо выпрессовывать пин (штырек, соединяющий звенья цепи) совсем. Он должен остаться в наружней части звена. Если выбить его оттуда полностью, то затем намного сложнее будет его обратно туда вставлять.
После запрессовывания пин держится за счет утолщения на своих концах (потому, кстати, он и вставляется с усилием.), плюс к тому все усилия при езде на него действуют перпендикулярно направлению, в котором он мог бы выскочить.
После запрессовки нужно немного посгибать цепь в поперечном направлении, чтобы собранное звено стало нормально двигаться.
Как подготовить покрышки для использования зимой?
Есть два распространенных метода подготовки покрышек к использованию в зимних условиях:
Но у этого метода есть и ряд недостатков:
- Цепь прилично (на сантиметр) приподнимает колесо, в результате контакт с дорогой возможен только самой цепью, а резина не участвует вообще.
- Все-таки цепь соскакивает при езде по сильно неровной дороге, от толчков.
- Если цепь соскочит на улице, одевать ее проблематично.
- Сцепление цепи с обледенелой дорогой лучше, чем у резины, но хуже, чем у шипов.
Чем смазывать резьбы и подшипники?
Густыми смазками, например литиевыми ЛИТОЛ или Weldtite Lithium Grease.
Как часто необходимо смазывать цепь?
Через каждые 100-300 км (в зависимости от сезона года - в сырые чаще) и после того, как на нее попала влага.
Какая должна быть высота седла?
Если вы кросс-кантрийщик, то на уровне выноса руля или чуть выше.
Почему тяжело педалировать?
Может быть несколько причин:
Какой должен быть ход у тормозных ручек?
Короткий, примерно половину от максимального хода ручки.
Надо ли смазывать тросы?
Да, обязательно. Иначе у вас будут проблемы с переключением передач и торможением, т.к. тросы будут тереться об рубашки. Смазывать графитовой смазкой.
Какое должно быть давление в камерах?
У MTB - 3-4 атмосферы (40-50 PSI, 1 атм = 14,7 PSI).
У гибрида - 4-5 атмосфер.
Надо ли смазывать звезды?
Нет, иначе на них налипнет грязь.